Публичный доклад директора
МОУ «СОШ №43» Абрамовой Т.В.
1.Общая характеристика муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 43».
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43» (МОУ «СОШ № 43») расположено по адресу: г. Саратов, ул. Пономарева П.Т., 49.
МОУ «СОШ № 43» (далее по тексту «школа») находится центре Заводского района города Саратова.
Проезд на городском транспорте:
- маршрутное такси №21 (до остановки «43 школа»)
- автобусы № 90, 2, 2-д, 6, 18-д, 69, 26, 105, 55-а, 63, 55, 62, 42, 16 (до ост. «34 школа»);
Промышленные объекты расположены на значительном отдалении от школы (ОАО САЗ, ОАО «СПЗ»).
В той части района, где расположена школа, имеются следующие объекты социальной сферы:
1. Школы:
- МОУ «СОШ № 40»;
- МОУ «СОШ № 34»;
- МОУ «СОШ № 83»;
- МОУ «Лицей №15»
- МОУ «Гимназия № 58».
2. Иные образовательные учреждения:
- Центр дополнительного образования для детей Заводского района;
- Центр социальной защиты Заводского района г.Саратова
- МДОУ «Детский сад № 44»;
- МДОУ «Детский сад № 105»;
3. Объекты культуры:
- ГЦНК.
- кинотеатр «Темп»
4. Лечебно-профилактические учреждения:
- ММУ «Детская городская поликлиника № 8»;
- Филиал №2 «Детской городской поликлиники №8»;
- ММУ «Городская поликлиника №11».
Школа основана в 1974 году. Здание школы выполнено из кирпича, имеет железобетонные перекрытия и покрытие; кровля мягкая с внутренним водостоком. В школе расположены водомерный узел, узел распределения тепловой энергии, щитовая, вентиляционное оборудование.
В школе богатая материально-техническая база, которая включает в себя следующие помещения:
Наименование помещений |
Здание |
Учебные классы и кабинеты Компьютерный класс Мобильный компьютерный класс Кабинет БОС здоровье Кабинет релаксации Мастерская технического труда Кабинет обслуживающего труда Спортзал Тренажёрный зал Актовый зал Библиотека Санузлы Пищеблок Медицинский кабинет |
35 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 10 1 1 |
Учебные классы оснащены компьютерной техникой, все кабинеты объединены в локальную сеть, подключенную к Интернет. На 100% оборудованы и оснащены кабинеты физики, химии, биологии, экологии
Для нормального функционирование школы и создания комфортных условий обучения и пребывания детей в школе были получены следующие средства в сумме более 2 500 000 рублей.
Бюджетные средства |
Интерактивная доска – 3 Учебники Компьютеры – 5 Мультимедиа проекторы – 7 Система видеонаблюдения Экран мобильный -2 Оборудование для медицинского кабинета |
Спонсорские и благотворительные средства |
Мебель в учебные кабинеты Ж\К телевизор Спортинвентарь Принтер Методическая литература, диски Ремонт электрооборудования в столовой Стол видеонаблюбения Спортплощадка со спецпокрытием Информационные стенды Школьное знамя Ремонт и оборудование кабинета БОС Ремонт системы канализации Мебель в медицинский кабинет |
2. Состав обучающихся школы.
Численность обучающихся на 31.05.2010 г. составляет 808 человек.
Из числа обучающихся:
- проживают в микрорайоне школы – 704 чел. (87,2%);
- не проживают в микрорайоне школы - 104 чел. (12,8%).
Следует отметить положительную динамику набора в 1-е классы школы.
Учебный год |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
Количество первых классов |
3 |
4 |
4 |
6 |
В школу нет специального отбора детей.
Движение учащихся и численность обучающихся по ступеням обучения отражены в следующей таблице:
Параллель |
Число учащихся на 05.09.2008 |
Прибыло с 05.09.2008 |
Выбыло с 05.09.2008 |
Число учащихся на последний учебный день года |
|
1 |
106 |
5 |
3 |
108 |
|
2 |
90 |
3 |
5 |
88 |
|
3 |
78 |
6 |
4 |
80 |
|
4 |
107 |
1 |
1 |
107 |
|
1 - 4 |
381 |
15 |
13 |
383 |
|
5 |
101 |
4 |
1 |
104 |
|
6 |
56 |
1 |
2 |
55 |
|
7 |
76 |
3 |
1 |
78 |
|
8 |
56 |
3 |
2 |
57 |
|
9 |
25 |
1 |
3 |
23 |
|
5 - 9 |
314 |
12 |
9 |
317 |
|
10 |
71 |
2 |
7 |
66 |
|
11 |
43 |
0 |
1 |
42 |
|
10 - 11 |
114 |
2 |
8 |
108 |
|
1 - 11 |
809 |
29 |
30 |
808 |
Причины выбытия детей следующие:
25 - чел. – в связи с изменением места жительства в городе;
5 - чел. – в связи с переездом в другой город;
0- чел. – не нравится школа, учителя, руководство;
0- чел. – другая школа лучше, перспективнее;
0- чел. – неустановленные (не озвученные) причины.
3. Кадровый состав школы.
Директор школы Абрамова Т.В. – кандидат педагогических наук, руководитель и учитель высшей квалификационной категории.
В школе работает 60 педагогов. Среди них 3 кандидата наук, 27 человек (45%) с высшей квалификационной категорией, 20 человек (33%) с первой квалификационной категорией, 7 человек со второй квалификационной категорией.
Многие педагоги имеют награды высокого уровня:
Почетный работник общего образования:
1. Абрамова Тамара Валериановна
2. Биткова Елена Анатольевна
3. Копылова Наталья Ивановна
4. Савельева Нина Степановна
5. Агеева Елена Валерьевна
6. Зайцев Анатолий Владимирович
7. Новиков Станислав Викторович
Отличники народного просвещения:
1. Дрынкова Валентина Васильевна
2. Колонтаева Вера Ивановна
Почетная грамота Министерства образования РФ:
1. Абрамова Тамара Валериановна
2. Биткова Елена Анатольевна
3. Голобокова Анна Владимировна
4. Горина Людмила Михайловна
5. Зиброва Надежда Ивановна
6. Белова Елена Сергеевна
7. Алексеева Людмила Владиславовна
8. Васильева Елена Васильевна
Почетная грамота Министерства образования СО:
1. Биткова Елена Анатольевна
2. Кочугуева Маргарита Михайловна
3. Афанасьева Любовь Евгеньевна
4. Филимонова Марина Павловна
5. Ряскина Елена Валериановна
6. Агеева Елена Валерьевна
7. Гуревич Лариса Ефимовна
8. Рукина Татьяна Владимировна
9. Тараканова Галина Владимировна
В 2009-2010 учебном году 100% педагогического коллектива школы прошли обучение по теме «Использование Интерактивной доски в УВП», посетили курсы повышения квалификации, проблемные курсы и семинары, становясь их активными участниками.
4. Структура управления школой.
Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Управление осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия.
Непосредственное управление осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации Заводского района.(direktor43school@mail.ru)
Непосредственное участие в управлении школы принимает Управляющий совет. Его деятельность регламентируется Положением об Управляющем совете. (http://school43-sar.narod.ru/uprsov.htm) В Управляющий совет входят представители пяти общественных организаций
В школе действуют общешкольное и классные родительские собрания. Деятельность общешкольного и классных родительских собраний регламентируются Положением об общешкольном родительском собрании и Положением о классном родительском собрании.
Для организации взаимодействия участников образовательного процесса в промежутках между родительскими собраниями, действуют общешкольный и классные родительские комитеты, подотчётные соответствующим родительским собраниям.
В школе созданы органы ученического самоуправления и ученические организации, не имеющие партийно-политического характера.
5. Цели и задачи образовательного учреждения.
Исходя из современного социального заказа, цель школы состоит в формировании социально грамотной и социально-мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов и способной успешной реализовывать избранную позицию в том или ином социальном пространстве, охране и укреплению физического и психологического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия.
Школа определила для себя следующие задачи образования:
· всесторонне развитие природных, интеллектуальных, творческих способностей учащихся,
· развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию;
· обучение навыкам мыслительной деятельности,
· создание условий для формирования компетентности гражданственности как основы социальной, общественной сущности человека как члена социума;
· формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
· воспитание внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.
Основными инновационными направлениями работы школы является внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, информационно-коммуникационных технологий, профильного образования в старшей школе и духовно-нравственного воспитания школьников.
На школьном уровне активно внедряются здоровьесберегающие технологии. Работает программа «Здоровый ребенок», программа работы с часто болеющими детьми. В школе функционирует лицензированный оборудованный медицинский кабинет, реализуются планы совместной работы с медицинскими учреждениями района, регулярно проводится вакцинация учащихся, медицинские осмотры, лектории. С целью повышения иммунитета и работоспособности все учащиеся школы употребляют кислородный коктейль. Учащиеся 1-8 классов посещают занятия плаванием в бассейне «Мечта». В школе продуктивно работает кабинет релаксации, занятия ведутся опытным психологом.
Работа школы строиться в соответствии с программой развития школы, которая рассчитана на 2007-2010 г.г. (http://school43-sar.narod.ru/razv.htm)
Школа строит модель – «Школа - культурно образовательный центр «Светоч» с эколого-этнографическим направлением».
В МОУ «СОШ №43» организованы дополнительные образовательные услуги в соответствии с социальным заказом, в том числе на платной и договорной основе.
6. Образовательные результаты обучающихся.
Школа является пилотным общеобразовательным учреждением по внедрению городской программы мониторинговых исследований.
На основании данных мониторинговых исследований был составлен рейтинг общеобразовательных учреждений Саратовской области, школа заняла 1 место среди общеобразовательных школ области.
Помимо педагогических исследований в школе проводятся психологические, социологические, экономические, медицинские исследования.
Мониторинги показывают высокую удовлетворенность образовательным процессом и условиями пребывания в школе родителей и учащихся.
Среднее качество знаний по школе на протяжении последних лет держится на высоком уровне и составляет 54 %, успеваемость по школе составляет 100%, что подтверждается данными из ниже приведенной таблицы.
Параллель |
Число учащихся на 30.05.2009 |
Имеют по итогам II четверти следующие отметки |
||||||||
"5" |
"4" и "5" |
"4" и "3" |
имеют отметки "2" или н/а |
|||||||
всего |
в том числе с одной "4" |
в том числе с двумя "4" |
всего |
в том числе с одной "3" |
в том числе с двумя "3" |
всего |
в том числе второгодники |
|||
1 |
108 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
88 |
8 |
56 |
7 |
13 |
24 |
0 |
9 |
0 |
|
3 |
80 |
5 |
53 |
2 |
11 |
21 |
1 |
4 |
0 |
|
4 |
107 |
14 |
55 |
0 |
9 |
38 |
0 |
19 |
0 |
|
1 - 4 |
383 |
27 |
165 |
9 |
33 |
83 |
1 |
32 |
0 |
|
5 |
104 |
5 |
56 |
5 |
4 |
43 |
0 |
11 |
0 |
|
6 |
55 |
2 |
25 |
2 |
2 |
28 |
1 |
2 |
0 |
|
7 |
78 |
8 |
35 |
0 |
0 |
35 |
0 |
0 |
0 |
|
8 |
57 |
0 |
13 |
1 |
0 |
44 |
2 |
4 |
0 |
|
9 |
23 |
0 |
7 |
1 |
0 |
16 |
0 |
0 |
0 |
|
5 - 9 |
317 |
15 |
136 |
9 |
6 |
166 |
3 |
17 |
0 |
|
10 |
66 |
0 |
20 |
0 |
3 |
46 |
3 |
3 |
0 |
|
11 |
42 |
1 |
16 |
0 |
0 |
25 |
0 |
3 |
0 |
|
10-11 |
108 |
1 |
36 |
0 |
3 |
71 |
3 |
6 |
0 |
|
1-11 |
808 |
43 |
337 |
18 |
42 |
320 |
7 |
55 |
0 |
|
Мониторинг по отдельным предметам учебного плана показал следующее:
• По русскому языку в 3-11 классах качество знаний 58,8%
• По литературе в 5-11 классах качество знаний 72,9 %
• По математике в 3-6 классах качество знаний 68,2%
• По алгебре в 7-11 классах качество знаний 42,5 %
• По геометрии в 7-11 классах качество знаний 66,2 %
• По биологии в 6-11 классах качество знаний 65 %
• По географии в 6-11 классах качество знаний 74 %
• По истории в 5-11 классах качество знаний 68%
• По обществознанию в 6-11 классах качество знаний 74,5 %
• По физике в 7-11 классах качество знаний 51,5 %
• По информатике в 8-11 классах качество знаний 87,2 %
• По химии в 8-11 классах качество знаний 54,2 %
• По английскому языку в 5-11 классах качество знаний 75%
Наши учащиеся принимают активное участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах и конференциях.
По итогам Всероссийской олимпиады школьников во второй тур прошли следующие учащиеся: Аветисян Э. – история, английский язык, экология, Карпов А. – экология, Журавлев М. –биология, Новичков С.- биология, Карташова Е.- география, Грибков А. – обществознание. По итогам второго тура победителями и призерами стали: Аветисян Э. – история, английский язык, Карпов А. – экология, Журавлев М. –биология, Новичков С.- биология
Название мероприятия |
Количество участников |
Класс |
Место (грамота, диплом, номинация) |
Межрегиональная интеллектуальная олимпиада |
8 |
2 |
дипломы |
Международный дистанционный проект «Эму» для учащихся начальной школы |
135 учащихся |
Начальная школа |
|
Всероссийский конкурс МЕДВЕЖОНОК «Языкознание для всех» |
231 учащийся |
Начальная школа, среднее и старшее звено |
|
Международный математический конкурс «Кенгуру – математика для всех» |
251 учащийся |
Со 2-11 класс |
|
Международный конкурс «Британский бульдог» |
51 ученик |
Среднее и старшее звено школы |
|
Всероссийский игровой конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» |
12 учащихся |
5-11 классы |
|
Областная научно-практическая конференция «NATUROPA»
|
3 |
6,7
|
Аветисян Э., Афанасьев И. – 2 место; Агеева А. – 3 место |
Второй областной конкурс «Я люблю тебя Россия, я с тобой моя страна» |
7 |
7 В |
Исакова Виктория, Кирилов Алексей, Романова Елена – дипломы участников. |
Областной фестиваль творческих проектов «Наследники казачьей славы» |
35 |
2-10 классы |
28 участников призовые места, 7- дипломы участников. |
5 Областной фестиваль английской песни |
1 |
5A |
Конюхов Владимир лауреат |
Городская научно-практическая конференция «Православие и современность» |
5 |
6-10 |
Косырев Н. – 2 место, Фёдорова О., Минькина У. – 2 место; Цой И., Афанасьев И. – 3 место |
Городская научно-практическая конференция «Проблемы 21 века» |
4 |
11,10 |
Молчанова Е., Щербакова А. – 1 место; Пашкева Н., Пашкева М. – 3 место |
Городская научно-практическая конференция «Прорыв в науку 21 века» |
3 |
10А |
Гришина Т., Купаева Э., Кочетков М. – 3 место |
Городская научно-практическая конференция «Современные политико-правовые технологии» |
2 |
6,7 |
Аветисян Э., Афанасьев И. – 3 место |
Городская научно-практическая конференция Патриоты России» |
3 |
11Б |
Попов В., Шостак С. – 3 место |
Городская научно-практическая конференция «Первые ступени» |
3 |
6А |
Фролова А., Пурынзин А., Усачёв С. – 3 место |
Городской литературный фестиваль «Строки пропахшие порохом» |
4 |
5-11 |
Донская В. – 1место, сертификаты участников – Журавлёв Ню, Шостак С., Афанасьев И. |
Районный литературный праздник |
8 |
5-8 |
Лемехов М. -1 место Аветисян Э.- 1 место Мулевая М.- 2 место Шеллунц В. – 2 место Журавлёв Н. – 2 место Кравцов Н. – 3 место Донская В. – 3 место Яковенко Е. – 3 место |
Районный фестиваль иноязычных культур |
5 |
|
Школьная команда из 5 учащихся |
Районный конкурс «Диалог с учителем» |
12 |
1-9 классы |
12 призовых мест |
Районный литературный праздник для учащихся начальной школы |
2 |
3 |
Рассохина В., Болгаров С. – 3 место |
Учащиеся 11, 9, 4 классов проходят итоговую аттестацию в независимой форме и по материалам ЕГЭ.
В 2009-2010 уч.году все учащиеся успешно прошли итоговую аттестацию в форме ЕГЭ. 100% учащихся успешно прошли государственную итоговую аттестацию по обязательным предметам: русскому языку и математике. В качестве экзаменов по выбору были выбраны: обществознание, история, литература, биология, химия, информатика, английский язык, физика. 67% учащихся подтвердили свои отметки по результатам ЕГЭ.
Помимо итоговой аттестации, учащиеся 8, 10 классов проходят промежуточную аттестацию в форме тестирования по КИМам.
За последние 5 лет школа выпустила 20 медалистов.
В данном учебном году в школе один учащийся окончил школу с золотой медалью, трое - с серебряной медалью.
7. Результаты реализации воспитательной программы ОУ.
В 2009 – 2010 уч.г. ученическое самоуправление в школе действовало на основе «Положения об организации ученического самоуправления».
Оно было представлено работой Совета учащихся школы, Активов классов, а также деятельностью детского казачьего движения и детского экологического движения «Зелёная волна».
В соответствии с Общешкольной программой гражданского и правового воспитания, в рамках которой были проведены следующие общешкольные воспитательные мероприятия:
· организационный классный час «Учебно-воспитательный процесс: его участники, их права и обязанности»
· декада, посвященная Дню Конституции:
· кл/ч ко Дню Конституции,
· кл/ч с использованием ИКТ «Из истории гос.символики России»,
· брейн-ринг «Ты и твои права»
· круглый стол с участием инспектора ПДН Масленниковой С.Н. «Административная ответственность несовершеннолетних»
· Городская научно – практическая конференция «Современные политико – правовые технологии» на базе МОУ «Лицей №62»
· единый классный час «Уважать законы страны, в которой живёшь»
· инструктажи и беседы с учащимися по правам и обязанностям несовершеннолетних,
· встречи с инспекторами ПДН, ГИБДД по УВД Заводского района г.Саратова,
· инспекторами СЛУВДТ г.Саратова,
· тренинги по правовому воспитанию, профилактике асоциального поведения СРМОО «Синегория» и др. мероприятия.
Среди мероприятий по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию школьников следует особенно отметить проведение классных часов по истории Саратова, памяти основания Пушкинского лицея, «День народного единства: история гос.праздника»; серия мероприятий «Неделя памяти», посвященных годовщине разгрома немецких войск под Сталинградом, Дню защитника Отечества, Дню Победы.
В рамках договора о сотрудничестве с СРОО «Саратовский отдельский казачий округ» для воспитанников казачьих классов школы были проведены выездные экскурсии:
· на пульт оперативного управления нарядами ГУВД по г. Саратову,
· на базу ОМОН ГУВД по Саратовской области,
· в музей ФСБ РФ по Саратовской области,
· в музей МВД РФ по Саратовской области,
· в народный музей Ю.А. Гагарина
· Покровский храм г. Саратова
Воспитанники казачьих классов принимали участие в подготовке мероприятий, проводимых Правительством Саратовской области и посвящённых 65-летию Победы в Великой Отечественной войне: концерт-акция, посвящённая увековечиванию памяти тружеников тыла в Гарнизонном Доме офицеров и Вахте памяти в Парке Победы на Соколовой горе в мае 2010г.
Деятельность по экологическому воспитанию проводилась в рамках договора о сотрудничестве с Саратовским отделением Всероссийского общества охраны природы. С 2004г. школа сотрудничает с Саратовским региональным отделением ВООП.
В школе создано первичное отделение ВООП, действует детское экологическое объединение «Зелёная волна». Совместно с обществом в школе были проведены следующие совместные мероприятия: конкурс Детских экологических театров (2009,2010 г), юбилейные мероприятия, посвященные 85-летию созданию ВООП, победа во Всероссийском смотре-конкурсе «Судьба природы в твоих руках» ( 2007 г., 1 место).
Совместная деятельность с ВООП включает проведение бесед с учащимися, работу на пришкольном участке по озеленению, организацию и проведение экологических акций «Зелёная волна», «Самый зелёный уголок школы» и др. Из массовых мероприятий следует выделить проведение конкурса школьных экологических зарисовок, экологической конференции, «День земли».
В течение пяти лет МОУ «СОШ №43» ведет совместную работу по внедрению и реализации Концепции непрерывного экологического образования с кафедрой естественного научного образования СарИПКиПРО, главным методистом которой является Акифьева Елена Владимировна.
В школе в рамках внеаудиторной занятости обучающихся организовано и функционирует 12 детских объединений, кружков и спортивных секций, а так же объединений по интересам которые посещало 100% об учающихся школы. Для сравнения в прошлом учебном году действовало 7 кружков.
Совместно с общественными организациями в 2009 – 2010г.г. были реализованы социальные акции и проекты:
· Социальный проект-акция «Ко дню пожилого человека» совместно с Центром социального обслуживания Заводского района, октябрь 2009г.
· Социальный проект «Тепло материнской души», 2009г. совместно с ГУССС «Центр социального обслуживания населения Заводского района г. Саратова»
· Социальный проект-акция по вручению юбилейных медалей ветеранам Великой Отечественной войны (совместно с админитсрацией Заводского района г. Саратова, ТОС «Авиатор»)
· Месячник гражданской защиты в Заводском районе, 2009г
· Социальный проект «Профессия – Родину защищать» совместно с СРОО «Саратовский казачий отдельский округ»
· Социальный проект-акция «Вам, сыны России» совместно с СРОО «Саратовский казачий отдельский округ», Саратовской Епархией РПЦ
· Социально значимая акция «Накормим птиц» совместно со ТОС «Авиатор»
· Социальный проект-акция благоустройства микрорайона авиационного завода в рамках проекта «Моя улица, мой дом»
· Социальная акция-проект «Вам, ветераны!» совместно с ТОС «Авиатор»
· Социально значимая акция-проект «Имя твоей улицы» совместно с МОУ «СОШ №22 «
· Социальный проект-акция «Приведи ребёнка в спорт» совместно с ГОУ ДОД «СО СДЮСШОР по бадминтону №9»
· Социальная акция «Спортивный мастер - класс» совместно с ГОУ ДОД «СОСДЮСШОР по бадминтону №9»
· Социальный проект-акция «Займись спортом – сделай первый шаг» совместно с ГОУ ДОД «СОСДЮСШОР по бадминтону №9»
· «Никто не забыт - и навеки ничто не забыто» совместно с Администрацией Заводского района г. Саратова, СРОО «Галактика»
· «Малая Галактика», совместно с СРОО «Галактика» и др.
· выигран грантовый проект «Быть здоровым учат в школе»
8. Основные проблемы и перспективы развития ОУ.
В школе ведется продуктивная работа, которая направлена на развитие у учащихся не только ключевых, но и социальных компетенций. В результате качество знаний наших обучающихся повышается, учащиеся школы успешно проходят итоговую аттестация и поступают в ВУЗы.
Несмотря на проделанную работу проблемы остаются.
Школа находится в микрорайоне со сложной социальной обстановкой. Но в результате работы администрации и педагогов школы количество преступлений и правонарушений среди учащихся нашей школы практически свелось к нулю.
Проблема здоровья учащихся (как физического, так и психологического) остается острой, в стране растет рост детской заболеваемости. Школа делает все для того, чтобы не только снижать заболеваемость среди учащихся, но и предотвращать ее. Индекс здоровья наших школьников составляет 5,6 дня на одного ребенка, что гораздо ниже среднего по району.